Наш логотип
CВИ РВ

« Назад Вперед » Оглавление

1.3.4. Закон о создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия

Вопросы использования атомной энергии в оборонных целях и, в частности, при создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия имеют ряд особенностей, которые и привели к необходимости разработки соответствующего законопроекта, который в данное время подготовлен и прошел первое чтение в Государственной Думе.

Закон определяет правовую основу и принципы государственного регулирования деятельности, связанной с ядерным оружием, социальную защиту граждан при осуществлении этой деятельности, ответственность за причиненный вред и правонарушения.

Первоначально рассматривался вопрос о подготовке двух законов РФ: закона о ядерном оружии и закона об обеспечении безопасности ядерного оружия. Однако впоследствии было решено объединить их в рамках одного закона. Структура закона о ядерном оружии приведена на диаграмме 1.8.


[Диаграмма 1.8]

Проект закона состоит из 10 глав и 49 статей.

В первой главе приведены основные определения, используемые в законе. При этом под обеспечением безопасности ЯО понимается комплекс мероприятий, направленных на снижение опасности ЯО на всех этапах его жизненного цикла до уровня, определяемого федеральными нормами.

В этих целях действует государственная система обеспечения безопасности ЯО, предназначенная для комплексного решения проблем обеспечения безопасности и нераспространения ЯО, предупреждения и ликвидации последствий аварий и других инцидентов с ЯО на всех стадиях его жизненного цикла. В обеспечение безопасности ЯО входит разработка конструкции ЯО, максимально защищенного от регламентированных и нерегламентированных воздействий, создание условий, исключающих возникновение аварийных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла ЯО, физическая защита ЯО, защита информации о ЯО, предотвращение несанкционированных действий с ЯО, предупреждение и предотвращение ядерного терроризма.

Глава I определяет задачи федерального закона, объекты применения закона, принципы регулирования деятельности в области ЯО, предмет и сферу применения закона, право собственности, а также право на заказ, разработку, производство, испытания, эксплуатацию и ликвидацию ЯО, общие принципы финансирования и материально-технического обеспечения деятельности в области ЯО, систему нормативной документации в области ЯО.

Глава II определяет полномочия Президента РФ, федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В частности, при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности ЯО:

  • Президент РФ:
    • утверждает структуру государственного управления и регулирования деятельности;
    • утверждает полномочия органов государственного надзора за обеспечением безопасности ядерного оружия;
  • Правительство РФ:
    • организует работу государственных систем: обеспечения безопасности ЯО; учета, контроля, физической защиты ЯО, ядерных материалов;
    • защиты информации о ЯО; предупреждения и ликвидации последствий инцидентов с ЯО; отбора и подготовки персонала для работ с ЯО;
    • определяет порядок установления федеральных норм и правил;
    • координирует деятельность федеральных органов, уполномоченных на государственный надзор за безопасностью ЯО и ядерных оружейных объектов.

Государственное управление деятельностью при создании, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия осуществляют специально уполномоченные на это Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации:

  • федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации (Минобороны России);
  • федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов (Минатом России);
  • федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию носителей ядерных боеприпасов, комплексов и носителей ядерного оружия;
  • иные федеральные органы исполнительной власти , привлекаемые к деятельности в области ядерного оружия по указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации.

Статья 17 этой главы определяет компетенцию этих органов.

Глава III определяет государственное управление и регулирование деятельности в области обеспечения безопасности ЯО.

Реализация государственной политики по обеспечению безопасности ядерного оружия осуществляется органами Государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия.

Функционирование Государственной системы обеспечения безопасности ядерного оружия осуществляется на основе принципа сочетания комплекса правовых, нормативных, технических, экономических, социальных, организационных мер обеспечения безопасности ядерного оружия и персональной ответственности за безопасность ядерного оружия главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится обеспечение обороны Российской Федерации, главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся разработка, производство и ликвидация ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, главы федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации, осуществляющие разработку, производство и ликвидацию комплексов и носителей ядерного оружия, руководителей, генеральных и главных конструкторов организаций, командиров воинских частей и других должностных лиц в пределах их компетенции.

Государственное регулирование в области обеспечения безопасности ядерного оружия осуществляет Президент, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на это Президентом Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти.

Порядок лицензирования деятельности по обеспечению безопасности ядерного оружия при его разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации ядерного оружия определяется Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за обеспечением безопасности ядерного оружия при его разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации и ликвидации осуществляется специально уполномоченными на это Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Указанные органы осуществляют надзор за безопасностью ядерного оружия в соответствии с положениями, утверждаемыми Президентом Российской Федерации или по его поручению Правительством Российской Федерации и несут ответственность за состояние государственного надзора.

Глава IV определяет функции организаций, осуществляющих деятельность по созданию, эксплуатации, ликвидации и обеспечению безопасности ЯО. При этом, в частности:

  • организации, заказывающие ЯО, в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности ЯО, федеральными нормами и правилами, определяющими его безопасность, задают требования по безопасности ядерных зарядов, ядерных боеприпасов, носителей ЯБП, комплексов ЯО и средств их эксплуатации;

  • организации, осуществляющие разработку ЯЗ и ЯБП, осуществляют разработку ЯЗ и ЯБП в соответствии с тактико-техническими заданиями на их разработку и установленными нормами и правилами; контроль за безопасностью ЯЗ, ЯБП, при их изготовлении, эксплуатации и ликвидации; участвуют в ликвидации последствий инцидентов с ЯО; несут ответственность за сохранение свойств, определяющих безопасность ЯО на протяжении его жизненного цикла;

  • организации, осуществляющие производство и ликвидацию ЯЗ, ЯБП, отвечают за соблюдение федеральных норм и правил, требований нормативной документации , действующей системы стандартов, определяющих безопасность работ с ЯО, а также за состояние учета, контроля, физической защиты ЯЗ и ЯБП и ликвидацию последствий возможных инцидентов с ЯЗ и ЯБП;

  • организации, осуществляющие разработку и производство носителей, отвечают за разработку мер и выполнение требований по обеспечению безопасности ЯБП в составе носителей и комплексов ЯО;

  • организации, осуществляющие эксплуатацию ЯО, обеспечивают безопасность эксплуатации ЯО, отвечают за выполнение требований, определяемых федеральными нормами и правилами, нормативной документацией по обеспечению безопасности ЯО и ликвидации последствий инцидентов с ЯО, за состояние учета, контроля и физической защиты ЯО.

Глава V определяет размещение, функционирование и ликвидацию ядерных оружейных объектов.

Ядерные оружейные объекты располагаются в закрытых административно территориальных образованиях или на территориях воинских частей.

Ответственность за организацию и обеспечение особого режима безопасности функционирования ядерного оружейного объекта возлагается на руководителя организации, в ведении которого находится ядерный оружейный объект.

Проведение общественных мероприятий и любых форм социального протеста на ядерных оружейных объектах и в пределах запретных зон запрещается.

Для стационарных ядерных оружейных объектов и территорий, примыкающих к ним в границах санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, составляются санитарно-экологические и радиационно-гигиенические паспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасного функционирования ядерных оружейных объектов и сохранения государственной тайны в установленном законодательством порядке предусматриваются ограничения прав граждан, проживающих, работающих, служащих в закрытых административно-территориальных образованиях или на территориях воинских частей с ядерными оружейными объектами и направляемых на эти объекты, в том числе ограничения на въезд и проживание на указанных территориях.

На ядерных оружейных объектах и на примыкающих к ним территориях устанавливаются:

  • охраняемые зоны (контролируемые, запретные);
  • санитарно-защитные зоны;
  • зоны наблюдения;
  • зоны с регламентированным посещением иностранными гражданами;
  • зоны с ограничением полетов летательных аппаратов.

Размеры, границы и режим зон устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Территории размещения ядерных оружейных объектов в случае инцидентов на них и последующего возникновения устойчивых отрицательных или необратимых изменений окружающей среды могут объявляться зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия.

Глава VI определяет регулирование отношений при инцидентах с ЯО и на ядерных оружейных объектах. В частности, она определяет порядок введения чрезвычайного положения при инцидентах с ЯО, ликвидации последствий аварий и других инцидентов с ЯО и на ядерных оружейных объектах, действие системы информации об инцидентах с ЯО.

Глава VII определяет ответственность должностных лиц, организаций, персонала и граждан в области деятельности, связанной с ЯО.

Глава VIII определяет социальную защиту граждан при осуществлении деятельности в области ЯО, в том числе предоставление права на социальную защиту и компенсации:

  • за причиненный вред, наступивший в результате инцидента с ядерным оружием или на ядерном оружейном объекте;
  • проживающим в закрытых административно-территориальных образованиях и воинских частях с ядерными оружейными объектами в условиях особого режима безопасного функционирования, - в связи с ограничением гражданских прав и свобод;
  • выполняющим или выполнявшим работы, сопряженные с риском и негативными воздействиями при обращении с ядерным оружием, составными частями ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, при ядерных испытаниях и испытаниях ядерного оружия;
  • работающим и служащим на ядерных оружейных объектах, в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружия, в служебные обязанности которых входит обращение со сведениями составляющими государственную тайну и их носителями - в связи с ограничением гражданских прав;
  • работающим и служащим в государственно важной сфере деятельности - в области ядерного оружия - в целях привлечения и сохранения квалифицированных кадров.

Глава IX определяет международное сотрудничество в области ЯО, в том числе:

  • цели международного сотрудничества;
  • формы международного сотрудничества;
  • оповещение об аварии с ЯО;
  • международный статус федерального закона о ЯО.
« Назад Вперед » Оглавление

РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
ЯО
Серпухов

© 2005,    Шинкарёв С.А., Ломков А.В.
Hosted by uCoz