Наш логотип
CВИ РВ


« Назад Вперед » Оглавление

1.3. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

    Деятельность в области ядерного оружия охватывает широкий спектр научно технических, политических и экономических вопросов, касающихся важнейших проблем обороны, безопасности страны, экологической и радиационной безопасности населения, сохранения государственной тайны и нераспространения ядерного оружия. Эта деятельность регулируется государством.

1.3.1. Обзор законов в области ядерного оружия

    Основным законом страны является Конституция России, в статье 71 которой указано , что "в ведении Российской Федерации находятся:

  • ...
  • и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
  • ...
  • ...
  • м) оборона и безопасность; оборонное производство ..."
  • ...

В данном разделе приводится обзор принятых или находящихся в стадии разработки законов, регулирующих деятельность в области ядерного оружия. Схема этих законов показана на диаграмме 1.5.

[Диаграмма 1.5]

1.3.2. Закон об обороне

    Закон принят 31 мая 996 года. Он состоит из шести разделов. Структура Закона показана на диаграмме 1.6.

Статья 4 определяет полномочия Президента Российской Федерации в области обороны. В частности, "Президент Российской Федерации:

  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами ...;
  • определяет основные направления военной политики Российской Федерации, утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  • утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;
  • утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов."
[Диаграмма 1.6]

В Законе определены также и другие вопросы и, в частности, полномочия Правительства, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил.

1.3.3. Закон об использовании атомной энергии

    Закон об использовании атомной энергии принят Государственной думой 20 октября 1995 года, введен в действие Президентом РФ 21 ноября 1995 года с изменениями и дополнениями по Федеральному Закону от 10 февраля 1997 года.

Закон определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.

Этим законом регулируется деятельность, связанная с ядерными и специальными материалами, используемыми в конструкции ядерного оружия, до момента их приема организацией, изготавливающей ядерные заряды и их составные части, и после переработки этих материалов в состояние, исключающее распространение сведений о конструкции ядерных зарядов.

Деятельность, связанная с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия будет регулироваться Федеральным законом "О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия", находящимся на рассмотрении в Государственной Думе.

Закон состоит из 16 разделов и 70 статей. Общая структура Закона показана на диаграмме 1.7.

[Диаграмма 1.7]

Учитывая, что закон об использовании атомной энергии является одним из основополагающих законов, регулирующих правовые отношения при использовании атомной энергии, приведем более подробные комментарии его статей.

Согласно статье 2 Закона, основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:

  • обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;
  • доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
  • участие граждан и организаций, иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов;
  • возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием;
  • представление социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска.

Статья 6 определяет федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, которые устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, выполнение которых обязательно при осуществлении любого вида деятельности в области использования атомной энергии. Нормы и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством. Перечень федеральных норм и правил также утверждается Правительством.

Статья 22 регламентирует государственный учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Согласно этой статье ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях, а радиоактивные вещества - на федеральном, региональном и ведомственном уровнях для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам власти и управления информации о наличии и перемещении ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также об экспорте и импорте ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Статьи 49,50, 51 и 52 посвящены физической защите ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Физическая защита указанных объектов предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:

  • предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения и порчи;
  • своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
  • обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Физическая защита обеспечивается эксплуатирующими организациями и специально уполномоченными на то государственными органами в области использования атомной энергии. Для выполнения функций по физической защите объектов использования атомной энергии могут привлекаться органы внутренних дел и органы Федеральной службы безопасности.

В разделе 13 регламентирована ответственность за нарушение законодательства в области использования атомной энергии. За нарушения установлена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. В статье 61 указывается более 30 конкретных видов нарушений, за которые предусмотрена ответственность организации и должностных лиц.

Вопросы импорта и экспорта ядерных установок, оборудования, технологии, ядерных материалов, включая ядерное топливо, радиоактивных веществ, специальных неядерных материалов, а также радиационных источников и услуг в области использования атомной энергии регламентируются статьей 63. Экспорт и импорт могут осуществляться только в соответствии с международными обязательствами России о нераспространении ядерного оружия.

Раздел 15 посвящен международным договорам в области использования атомной энергии, оповещению об авариях, оказанию помощи, обмену информацией.


« Назад Вперед » Оглавление


РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
ЯО
Серпухов

© 2005,    Шинкарёв С.А., Ломков А.В.
Hosted by uCoz