1.3.5. Законы о деятельности, связанной с ядерным оружием, его физической защитой и безопасностью
Кроме законов об использовании атомной энергии и о ядерном оружии имеется ряд других законов, под юрисдикцию которых попадает деятельность в области ядерного оружия. В связи с тем, что в ядерном оружии используются радиоактивные и другие опасные вещества и материалы, при обращении с ними должны выполняться все положения действующих законов в области защиты окружающей среды и радиационной и экологической безопасности.
Работы с ядерным оружием требуют обеспечения его безопасности, физической защиты, сохранения государственной тайны, принятия эффективных мер по прогнозированию и предотвращению несанкционированных и террористических действий. Правовые вопросы по этим направлениям регламентируются рядом законов и, в частности, законами "О безопасности", "Об органах федеральной службы безопасности", "О внутренних войсках МВД", "О пожарной безопасности", "О государственной тайне", "О закрытом административно-территориальном образовании".
Приведем основные элементы указанных законов в части, касающейся деятельности в области ядерного оружия.
1.3.5.1. Закон о безопасности
Закон принят 5 марта 1992 года Верховным Советом Российской Федерации и закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции.
Закон состоит из пяти разделов и 22 статей. Структура закона показана на диаграмме 1.9.
Согласно закону, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность должна достигаться проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная их ответственность и интеграция с международными системами безопасности.
1.3.5.2. Закон об органах федеральной службы безопасности
Закон принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года и подписан Президентом 3 апреля 1995 года . Структура основных разделов закона приведена на диаграмме 1.10.
Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности и участвуют в деятельности, связанной с ядерным оружием.
1.3.5.3. Закон о внутренних войсках
Закон принят Верховным Советом Российской Федерации 24 сентября 1992 года. Одной из главных функций, касающейся деятельности, связанной с ядерным оружием, и возложенных на внутренние войска Министерства внутренних дел, является охрана важных государственных объектов и специальных грузов.
Перечень объектов и специальных грузов, подлежащих войсковой охране, утверждается Правительством.
Внутренние войска обязаны участвовать в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях, участвовать в поиске и задержании лиц, проникших на охраняемую территорию.
1.3.5.4. Закон о пожарной безопасности
Предотвращение пожаров в зонах размещения ядерного оружия, в производственных зданиях, хранилищах, на транспорте является одной из важных задач в общей проблеме обеспечения безопасности ядерного оружия.
Закон о пожарной безопасности, принятый Государственной Думой 18 ноября 1994 года и подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности при всех видах деятельности. Структура закона приведена на диаграмме 1.11.
Обеспечение пожарной безопасности является, согласно закону, одной из важнейших функций государства. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:
- нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
- осуществление государственного пожарного надзора;
- тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ.
Для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальных образованиях (закрытых городах), а также на особо важных и на режимных предприятиях, в том числе и на предприятиях Минатома, созданы специальные подразделения государственной противопожарной службы.
1.3.5.5. Закон о закрытом административно-территориальном образовании
Закон принят Государственной Думой Российской Федерации и подписан Президентом РФ 28 ноября 1996 года.
Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.
Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом России. Согласно статье 3, устанавливается особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в ЗАТО, который включает:
- установление контролируемых и (или) запретных зон по границе или в пределах ЗАТО;
- ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан в ЗАТО;
- ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
- ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.
Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством.
Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
- установления административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
- определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении ЗАТО;
- обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
1.3.5.6. Закон о государственной тайне
Основная часть работ в области ядерного оружия является секретной (закрытой). В связи с тем, что ядерное оружие и его технические характеристики вносят важный вклад в общее состояние боевой мощи Вооруженных Сил и обороноспособности страны, определенные сведения отнесены к государственной тайне. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом о государственной тайне.
Закон подписан Президентом 21 июля 1993 года; его структура показана на диаграмме 1.12.
К государственной тайне относятся защищаемые государственные сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Положения Закона обязательны для выполнения на территории России и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебных властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства, либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне. В Законе изложены основные положения, процедуры и полномочия различных органов государственной власти и должностных лиц по порядку допуска к секретным сведениям, работам и их защите.
Согласно Закону, Президент утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Закон определяет и перечень сведений, которые запрещено засекречивать. К ним, в частности, отнесены сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, сведения о состоянии экологии и здравоохранения.
В российском законодательстве имеются также положения о порядке защиты и передачи сведений, составляющих государственную тайну, как между различными предприятиями, учреждениями и организациями, так и другим государствам.