Наш логотип
CВИ РВ
« Назад Вперед » Оглавление

1.3.5. Законы о деятельности, связанной с ядерным оружием, его физической защитой и безопасностью

Кроме законов об использовании атомной энергии и о ядерном оружии имеется ряд других законов, под юрисдикцию которых попадает деятельность в области ядерного оружия. В связи с тем, что в ядерном оружии используются радиоактивные и другие опасные вещества и материалы, при обращении с ними должны выполняться все положения действующих законов в области защиты окружающей среды и радиационной и экологической безопасности.

Работы с ядерным оружием требуют обеспечения его безопасности, физической защиты, сохранения государственной тайны, принятия эффективных мер по прогнозированию и предотвращению несанкционированных и террористических действий. Правовые вопросы по этим направлениям регламентируются рядом законов и, в частности, законами "О безопасности", "Об органах федеральной службы безопасности", "О внутренних войсках МВД", "О пожарной безопасности", "О государственной тайне", "О закрытом административно-территориальном образовании".

Приведем основные элементы указанных законов в части, касающейся деятельности в области ядерного оружия.

1.3.5.1. Закон о безопасности

Закон принят 5 марта 1992 года Верховным Советом Российской Федерации и закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции.

Закон состоит из пяти разделов и 22 статей. Структура закона показана на диаграмме 1.9.


[Диаграмма 1.9]

Согласно закону, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность должна достигаться проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Основными принципами обеспечения безопасности являются соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная их ответственность и интеграция с международными системами безопасности.

1.3.5.2. Закон об органах федеральной службы безопасности

Закон принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года и подписан Президентом 3 апреля 1995 года . Структура основных разделов закона приведена на диаграмме 1.10.

[Диаграмма 1.10]

Органы Федеральной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности и участвуют в деятельности, связанной с ядерным оружием.

1.3.5.3. Закон о внутренних войсках

Закон принят Верховным Советом Российской Федерации 24 сентября 1992 года. Одной из главных функций, касающейся деятельности, связанной с ядерным оружием, и возложенных на внутренние войска Министерства внутренних дел, является охрана важных государственных объектов и специальных грузов.

Перечень объектов и специальных грузов, подлежащих войсковой охране, утверждается Правительством.

Внутренние войска обязаны участвовать в ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств на охраняемых объектах и сооружениях, участвовать в поиске и задержании лиц, проникших на охраняемую территорию.

1.3.5.4. Закон о пожарной безопасности

Предотвращение пожаров в зонах размещения ядерного оружия, в производственных зданиях, хранилищах, на транспорте является одной из важных задач в общей проблеме обеспечения безопасности ядерного оружия.

Закон о пожарной безопасности, принятый Государственной Думой 18 ноября 1994 года и подписанный Президентом РФ 21 декабря 1994 года, определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности при всех видах деятельности. Структура закона приведена на диаграмме 1.11.


[Диаграмма 1.11]

Обеспечение пожарной безопасности является, согласно закону, одной из важнейших функций государства. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора;
  • тушение пожаров и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ.

Для организации предупреждения пожаров и их тушения в закрытых административно-территориальных образованиях (закрытых городах), а также на особо важных и на режимных предприятиях, в том числе и на предприятиях Минатома, созданы специальные подразделения государственной противопожарной службы.

1.3.5.5. Закон о закрытом административно-территориальном образовании

Закон принят Государственной Думой Российской Федерации и подписан Президентом РФ 28 ноября 1996 года.

Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Решение о создании (об упразднении) ЗАТО принимается Президентом России. Согласно статье 3, устанавливается особый режим безопасного функционирования предприятий и объектов в ЗАТО, который включает:

  • установление контролируемых и (или) запретных зон по границе или в пределах ЗАТО;
  • ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан в ЗАТО;
  • ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
  • ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное проживание.

Обеспечение особого режима осуществляется в порядке, установленном Правительством.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

  • установления административной подчиненности, границ ЗАТО и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;
  • определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении ЗАТО;
  • обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.
1.3.5.6. Закон о государственной тайне

Основная часть работ в области ядерного оружия является секретной (закрытой). В связи с тем, что ядерное оружие и его технические характеристики вносят важный вклад в общее состояние боевой мощи Вооруженных Сил и обороноспособности страны, определенные сведения отнесены к государственной тайне. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом о государственной тайне.

Закон подписан Президентом 21 июля 1993 года; его структура показана на диаграмме 1.12.


[Диаграмма 1.12]

К государственной тайне относятся защищаемые государственные сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Положения Закона обязательны для выполнения на территории России и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебных властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства, либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне. В Законе изложены основные положения, процедуры и полномочия различных органов государственной власти и должностных лиц по порядку допуска к секретным сведениям, работам и их защите.

Согласно Закону, Президент утверждает перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Закон определяет и перечень сведений, которые запрещено засекречивать. К ним, в частности, отнесены сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, сведения о состоянии экологии и здравоохранения.

В российском законодательстве имеются также положения о порядке защиты и передачи сведений, составляющих государственную тайну, как между различными предприятиями, учреждениями и организациями, так и другим государствам.

« Назад Вперед » Оглавление

РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
ЯО
Серпухов

© 2005,    Шинкарёв С.А., Ломков А.В.
Hosted by uCoz