Сергей Павлович Королев
Cергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире. В 1922-1924 годах окончил одесскую стройпрофшколу. Спроектировал первый планер. Поступил в Киевский политехнический институт.
В 1926 году перевелся на вечернее отделение Московского высшего технического училища (МВТУ). Позднее строил планеры и участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. Работал на предприятиях авиационной промышленности.
В 1930 году защитил дипломный проект легкомоторного самолета. Научным руководителем Королева был А.Н. Туполев. После защиты получил профессию инженера-аэромеханика.
Вместе с последователем Циолковского Ф.А. Цандером в 1931 году организует одну из первых в стране ракетных организаций - группу изучения реактивного движения (ГИРД). Руководит строительством и полетными испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана. В 1933 году назначается заместителем начальника Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ), созданного на базе организаций ракетчиков Москвы и Ленинграда. Конструирует опытные ракеты, строит ракетоплан. Выступает с докладами на Всесоюзных конференциях по вопросам использования крылатых ракет для изучения стратосферы. Разработал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939 г.) и ракетопланера РП-318-1 (1940 г.).
В 1938 году необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения. В начале отбывает его на Колыме. В годы Великой Отечественной войны работает в КБ особого режима. В 1944 году освобожден и в 1945 году командирован в Германию, где в составе Технической комиссии знакомится с немецкой трофейной ракетной техникой.
Технические характеристики |
|
Максимальная дальность стрельбы, км |
1200 |
Стартовая масса, т |
29,1 |
Масса полезной нагрузки, кг |
1350 |
Масса топлива, т |
24,9 |
Длина ракеты, м |
20,75 |
Диаметр ракеты, м |
1,65 |
Тип головной части |
моноблочная, ядерная |
Система управления |
комбинированная (автономная и радио) |
С 1946 года и до конца жизни С.П. Королев - Главный конструктор баллистических ракет дальнего действия. Под непосредственным руководством и при активном участии Королева созданы баллистические (Р-1, Р-2, Р-11, Р-11М, Р-5, Р-5М, Р-7, Р-7А, Р-9А, РТ-1, РС-12) и геофизические (Р-1А, Р-2А, Р-5А и др.) ракеты, первые ИСЗ и Солнца, ИСЗ различного назначения («Электрон», «Молния-1», «Космос» и другие). Космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Зонд», «Марс», космический корабль «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космические полеты человека и выход его в космическое пространство, разработан проект космического корабля «Союз». Под руководством С.П. Королева запущен первый в мире искусственный спутник Земли (1957), первый корабль «Восток», пилотируемый Юрием Гагариным (1961).
За выдающийся вклад в оборону Родины и в развитие практической космонавтики академик С.П. Королев дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда (1956, 1961), ему присуждена Ленинская премия (1957) и золотая медаль имени К.Э. Циолковского, академик АН СССР (1958), член президиума АН СССР (1960-1966).
Член КПСС с 1953 года, С.П. Королев участвовал в работе ряда съездов партии и избирался членом парткома ОКБ, членом пленума Московского областного комитета КПСС.
Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.
Михаил Кузьмич Янгель
Михаил Кузьмич Янгель родился 25 октября 1911 года в таежной деревне Зыряново Нижнеилимского района Иркутской области.
В деревне окончил трехклассную школу, а семилетку - в Нижнеилимске.
С 1927 года началась трудовая биография М.К. Янгеля. После учебы в ФЗУ при текстильной фабрике имени Красной Армии и Флота в подмосковном городе Красноармейске он стал рабочим этой фабрики, вступил в партию в июне 1931 года.
В 1931 году по путевке Пушкинского райкома ВЛКСМ Михаил Янгель поступил учиться в Московский авиационный институт. Окончил его с отличием, получил диплом инженера-механика. Более десяти лет Михаил Кузьмич Янгель работал в авиационных конструкторских бюро и на авиазаводах.
С 1950 года М.К. Янгель принимает участие в создании ракетно-космической техники.
В 1954 году он возглавил одно из ведущих конструкторских бюро.
В 1960 году за большой вклад в развитие науки М.К. Янгелю присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1962 году он избирается академиком АН УССР, в 1966 году - действительным членом Академии наук СССР.
В 1959 году М.К. Янгель становится Героем Социалистического Труда. В 1961 году за развитие новой ракетно-космической техники М.К. Янгель награждается второй Золотой Звездой Героя Социалистического Труда. М.К. Янгель - лауреат Ленинской и Государственной премий.
Основоположник нового направления в создании ракетной техники, основанной на использовании высококипящих компонентов топлива, что позволило длительно содержать на боевом дежурстве стратегические ракеты в заправленном состоянии. Это обусловило введение для ракетных частей боевых готовностей, повысило эффективность их боевого применения. Под руководством М.К. Янгеля разработаны стратегические ракеты средней дальности Р-12 и Р-14, межконтинентальные ракеты Р-16, Р-36, Р-36орб, ставшие основой для создания последующих поколений БРК.
25 октября 1971 года М.К. Янгель скончался.
Межконтинентальная баллистическая ракета Р-16/Р-16У
13 мая 1959 года специальным совместным постановлением ЦК КПСС и Правительства конструкторскому бюро “Южное” академика М.К. Янгеля поручили разработать межконтинентальную ракету на высококипящих компонентах топлива. В последствии она получила обозначение Р-16. Для разработки двигателей и систем ракеты, а также наземной и шахтной стартовых позиций были привлечены конструкторские коллективы, возглавляемые В.П. Глушко, В.И. Кузнецовым, Б.М Коноплевым и др. Необходимость разработки этой ракеты определялась низкими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками первой советской МБР Р-7.
Первоначально Р-16 предполагалось запускать только с наземных пусковых установок. На ее проектирование и проведение летно-конструкторских испытаний отводились крайне сжатые сроки. Чтобы уложиться в них, конструкторские коллективы пошли по пути широкого использования наработок по ракетам Р-12 и Р-14.
При подготовке к первому пуску на полигоне Байконур 24 октября 1960 года из-за прохождения преждевременной команды от токораспределителя произошел запуск двигательной установки второй ступени, что привело к взрыву. В результате погибли находившиеся на стартовой позиции большая часть боевого расчета, председатель государственной комиссии главком РВСН М.И. Неделин и ряд конструкторов и руководящих работников от министерств.
Технические характеристики |
|
Максимальная дальность стрельбы, км |
13000 |
Стартовая масса, т |
140,6 |
Масса полезной нагрузки, кг |
до 2175 |
Масса топлива, т |
130 |
Длина ракеты, м |
34,3 |
Диаметр ракеты, м |
3,0 |
Тип головной части |
моноблочная, ядерная |
Второй пуск Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Несмотря на то, что ракета упала на трассе полета из-за потери устойчивости, разработчики убедились в жизнеспособности принятой схемы. Напряженная работа позволила закончить летные испытания ракеты, запускаемой с наземной пусковой установки, к концу 1961 года. 1 ноября три первых ракетных полка в г. Нижний Тагил и п. Юрья Кировской области были подготовлены к заступлению на боевое дежурство.
Начиная с мая 1960 года, проводились опытно-конструкторские работы, связанные с реализацией пуска модифицированной ракеты Р-16У из шахтной пусковой установки. В январе 1962 года на полигоне Байконур был проведен первый пуск ракеты из ШПУ. 5 февраля 1963 года началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооруженного БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН.
Ракета Р-16 была выполнена по схеме “тандем” с последовательным разделением ступеней. Первая ступень состояла из переходника, к которому посредством четырех разрывных болтов крепилась вторая ступень, бака окислителя, приборного отсека, бака горючего и хвостового отсека с силовым кольцом. Топливные баки несущей конструкции. Для обеспечения устойчивого режима работы ЖРД все баки имели наддув. При этом бак окислителя наддувался в полете встречным потоком воздуха, а бак горючего — сжатым воздухом из шаровых баллонов, размещенных в приборном отсеке.
Двигательная установка состояла из маршевого и рулевого двигателей, укрепленных на одной раме. Маршевый двигатель был собран из трех одинаковых двухкамерных блоков и имел суммарную тягу на земле 227 т. Рулевой двигатель имел четыре поворотные камеры сгорания и развивал тягу на земле 29 т. Система подачи топлива во всех двигателях — турбонасосная с питанием турбин продуктами сгорания основного топлива.
Вторая ступень, служившая для разгона ракеты до скорости, соответствовавшей заданной дальности полета, имела аналогичную конструкцию, но была выполнена короче и в меньшем диаметре. Ее ДУ во многом была заимствована от первой ступени, что удешевляло производство, но в качестве маршевого двигателя устанавливался только один блок. Он развивал тягу в пустоте 90 т. Рулевой двигатель отличался от аналогичного двигателя первой ступени меньшими размерами и тягой (5 т). Все ракетные двигатели работали на самовоспламеняющихся при контакте компонентах топлива: окислителе АК-27И и горючем — несимметричном диметилгидразине (НДМГ).
Р-16 имела защищенную автономную инерциальную систему управления. Она включала автоматы угловой стабилизации, стабилизации центра масс, систему регулирования кажущейся скорости, систему одновременного опорожнения баков, автомат управления дальностью. В качестве чувствительного элемента СУ впервые на советских межконтинентальных ракетах была применена гиростабилизированная платформа на шарикоподшипниковом подвесе. Приборы системы управления располагались в приборных отсеках на первой и второй ступенях. КВО при стрельбе на максимальную дальность 12000 км составило около 2700 м. При подготовке к старту ракета устанавливалась на пусковое устройство так, чтобы плоскость стабилизации находилась в плоскости стрельбы.
МБР Р-16У конструктивно почти не отличалась от Р-16. Для обеспечения старта из ШПУ была изменена автоматика работы двигательной установки первой ступени. На корпусе ракеты были сделаны площадки для установки бугелей, фиксирующих ее положение в направляющих шахтной пусковой установки. Баки горючего стали наддуваться азотом.
МБР Р-16 оснащалась отделяемой моноблочной головной частью двух типов, отличавшихся мощностью термоядерного заряда (порядка 3 Мт и 6 Мт). ГЧ конической формы с полусферической вершиной крепилась к корпусу второй ступени с помощью трех разрывных болтов. Ее отделение осуществлялось за счет торможения второй ступени при срабатывании тормозных пороховых ракетных двигателей. От мощности головной части зависела максимальная дальность полета, колебавшаяся в пределах от 11000 до 13000 км.
МБР Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после ее установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определенным временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности МБР Р-16 могла стартовать через 30 минут.
Р-16У была развернута в гораздо меньших количествах, так как на строительство шахтных комплексов требовалось больше времени, чем для ввода в строй РК с наземными ПУ. На каждой стартовой позиции располагались три ШПУ, размещенные в линию на расстоянии десятков метров друг от друга, подземный командный пункт, хранилища компонентов топлива, а также другие сооружения. В отличии от других БРК с шахтными пусковыми установками ШПУ Р-16У обеспечивала движение ракеты по направляющим. Ракета размещалась внутри на специальном поворотном устройстве с пристыкованными коммуникациями системы заправки. Для БРК с МБР Р-16У устанавливалось три степени боевой готовности.
Как и все ракеты первого поколения эти МБР не могли долго находиться в заправленном состоянии. В постоянной готовности они хранились в укрытиях или шахтах с пустыми баками и требовалось значительное время для приведения их в готовность к пуску. По времени приведения в боевую готовность советские МБР уступали американским ракетам и на много. Низкая живучесть советских ракетных комплексов практически исключала возможность нанесения ответного удара. К тому же уже в 1964 году стало ясно, что эта ракета морально устарела.
Для своего времени Р-16 была вполне надежной и достаточно совершенной ракетой. До 1965 года было развернуто 186 пусковых установок для Р-16 и Р-16У. На вооружении МБР этого типа состояли до середины 70-х годов. Последние ракеты наземных пусковых установок ликвидировали в 1977 году. Старт одной из них в июне 1966 года наблюдал на полигоне Байконур президент Франции Шарль де Голль, находившийся в СССР с официальном визитом.
Александр Давыдович Надирадзе
Александр Давыдович Надирадзе родился 20 августа 1914 года в грузинском городе Гори. В 1936 году после окончания Закавказского индустриального института приехал в Москву. Поступил в авиационный институт. В 1938 году талантливого студента приглашают работать в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского), где он вскоре становится руководителем группы по проектированию шасси на воздушной подушке. В 50-ые годы он работает в КБ-2 Минсельхозмаша (впоследствии ГСНИИ-642), которому постановлением правительства поручена разработка радиоуправляемых авиационных бомб. Главным конструктором назначен Александр Надирадзе, занимавшийся также зенитными управляемыми ракетами.
В конце 1957 года Надирадзе становится заместителем главного конструктора В.Н. Челомея.
По решению правительства страны Министерство обороны организовало конкурс на лучший проект мобильной МБР. Конкурс выиграл коллектив А.Надирадзе. 6 марта 1966 г. НИИ-1 Миноборонпрома была поручена разработка твердотопливной МБР для подвижного грунтового комплекса. Проекту присвоили имя «Темп-20».
14 марта 1972 года «Темп-20» вышел на испытания, которые проходили на полигоне Плесецк и были завершены в декабре 1974 года. 21 февраля 1976 года два ракетных полка «Темп-20» в районе Плесецка приступили к боевому дежурству.
В 1971 году в КБ Надирадзе началась разработка комплекса «Пионер». Летные испытания прошли исключительно удачно и завершились 9 января 1976 года. 11 марта 1976 года ракетный комплекс «Пионер» был принят на вооружение.
19 июля 1977 года начата разработка комплекса «Пионер» с улучшенными тактико-техническими характеристиками. 28 апреля 1981 года «Пионер УТТХ» принят на вооружение РВСН.
8 декабря 1987 года президент СССР М. Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Советскому Союзу предстояло уничтожить 728 ракет «Пионер». С 26 августа по 29 декабря 1988 года методом пуска из позиционных районов Дровяная и Калек были ликвидированы 72 ракеты. Все пуски прошли без замечаний. Остальные ракеты были уничтожены методом подрыва.
Разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трехступенчатой МБР «Тополь» под руководством Александра Надирадзе начата в Московском институте теплотехники в 1975 году.
Александр Давыдович Надирадзе дважды Герой Социалистического труда (1976,1982), лауреат Ленинской (1966) и Государственной премий СССР (1987), действительный член Академии наук СССР, Генеральный конструктор и директор Московского института теплотехники внёс большой вклад в дело укрепления обороноспособности нашей страны.
Скоропостижно скончался 3 сентября 1987 года. После смерти Надирадзе работа по разработке ракетного комплекса «Тополь» была продолжена под руководствам Бориса Лагутина.
Баллистическая ракета средней дальности РСД-10 “Пионер”
К созданию нового БРК с ракетой средней дальности в СССР приступили в начале 70-х годов. Согласно тактико-техническим требованиям нужно было спроектировать и построить самоходную пусковую установку, способную перевозить баллистическую ракету по любым дорогам и обеспечить ее предстартовую подготовку и пуск. Попутно конструктора должны были решить массу задач, начиная от обеспечения ядерной безопасности, кончая решением бытовых проблем жизнедеятельности личного состава.
Решить столь сложную задачу взялся коллектив Московского института теплотехники под руководством академика А.Д.Надирадзе. Была проделана громадная теоретическая и практическая работа, в результате которой была создана компактная твердотопливная ракета. Многие технические решения, осуществленные в процессе разработки, были новыми в практике мирового ракетостроения. Совместные испытания ракеты и агрегатов комплекса, которому присвоили условное обозначение РСД-10 (применялось и обозначение “Пионер”) проводились на полигоне Капустин Яр. Первый запуск ракеты состоялся 21 сентября 1974 года. На ее доводку и отработку совместного функционирования всех технических и технологических систем БРК потребовалось всего немногим более года.
Технические характеристики |
|
Максимальная дальность стрельбы, км |
4700 |
Стартовая масса, т |
37,0 |
Масса полезной нагрузки, кг |
1600 |
Длина ракеты, м |
16,49 |
Диаметр ракеты, м |
1,79 |
Количество ступеней |
2 |
Количество боевых блоков головной части |
3 |
9 января 1976 года Государственная комиссия подписала акт о завершении испытаний и рекомендовала принять комплекс на вооружение. 11 марта 1976 года вышло постановление Правительства о постановке на боевое дежурство в РВСН боевых ракетных комплексов с баллистическими ракетами РСД-10, а уже в августе первый ракетный полк под командованием подполковника Доронина был введен в группировку дежурных сил СЯС СССР.
Ракета имела две маршевые ступени и агрегатно-приборный блок с головной частью, которые стыковались между собой при помощи соединительных отсеков. В качестве маршевых двигателей на обеих ступенях применили РДТТ с зарядами из смесевого топлива практически одинаковой конструкции. Отличия заключались, в основном, в способе создания управляющих усилий в полете. Оба двигателя имели систему отсечки тяги, что давало возможность изменять дальность полета. Система управления ракеты, разработанная под руководством академика Н.А. Пилюгина, с бортовой вычислительной машиной, позволяла ракете в ходе несения боевого дежурства находиться в горизонтальном положении, обеспечивала точность попадания (КВО) не хуже 500 м во всем диапазоне дальностей и азимутов без разворота пусковой установки, полную автоматизацию предстартовой подготовки и проведение пуска, а также автоматическое проведение регламентных проверок.
Все основные блоки имели резервирование, что обеспечивало высокую надежность функционирования, и располагались в герметичном приборном отсеке. Ракета несла разделяющуюся головную часть типа МИРВ с тремя боевыми блоками мощностью по 150 кт каждый с индивидуальным наведением на собственные цели. Летные испытания этой ракеты проводились и с моноблочной головной частью мощностью 1 Мт. Ступень разведения включала систему управления и твердотопливную двигательную установку. Аэродинамический обтекатель на головной части не предусматривался. Для снижения аэродинамических нагрузок в полете, боевые блоки были установлены под углом к продольной оси ракеты.
В процессе эксплуатации ракета, помещенная в транспортно-пусковой контейнер, размещалась на самоходной пусковой установке (СПУ), выполненной на базе автомобильного шестиосного шасси МАЗ-547. Кроме ракеты на шасси располагались необходимые агрегаты и оборудование для контроля за техническим состоянием ракеты и проведения пуска. Несмотря на солидный вес (более 80 т) и габариты (длина — 19,3 м) СПУ имела сравнительно высокую скорость, передвигалась по дорогам с любым покрытием, легко преодолевала метровые броды и подъемы до 15 град. и имела радиус поворота 21 м, что позволяло широко использовать существующую сеть дорог.
Пуск ракеты мог быть произведен либо из специального укрытия гаражного типа на основной позиции, либо с одной из подготовленныхполевых позиций. Перед этим пусковая установка вывешивалась на домкратах и горизонтировалась. Старт ракеты производился с помощью порохового аккумулятора давления, выбрасывавшего ее из контейнера. После достижения безопасной высоты, включался маршевый двигатель первой ступени.
Первые годы эксплуатации в войсках БРК “Пионер” позволили выявить ряд недостатков, устранение которых позволило бы заметно улучшить боевые и эксплуатационные характеристики комплекса. Конструкторский коллектив головного КБ во взаимодействии со смежными организациями занялся этой работой. В августе 1979 года на летные испытания была представлена модернизированная ракета, имевшая более высокие тактико-технические характеристики. За счет доработки алгоритмов работы БЦВК и комплекса командных приборов удалось повысить точность стрельбы. Изменения коснулись и оборудования, установленного на боевых и вспомогательных агрегатах комплекса. Внесенные улучшения позволили существенно увеличить надежность доведения информации до исполнительных звеньев, повысить надежность и эксплуатационные характеристики всего БРК в целом. Потребовалось всего год, чтобы выполнить всю программу совместных испытаний к 17 декабря 1980 года.
Межконтинентальная баллистическая ракета РТ-2ПМ “Тополь” (15Ж58)
Еще в конце 70-х годов конструкторскому бюро А.Д. Надирадзе поручили разработать на базе твердотопливной МБР РТ-2П межконтинентальную ракету, пригодную для размещения на самоходном автомобильном шасси. Накопленный коллективом богатый опыт по созданию мобильных ракетных комплексов позволил успешно решить эту задачу.
Технические характеристики |
|
Максимальная дальность стрельбы, км |
10500 |
Стартовая масса, т |
45,1 |
Масса полезной нагрузки, кг |
1000 |
Длина ракеты, м |
20,5 |
Диаметр ракеты, м |
1,8 |
Количество ступеней |
3 |
Тип головной части |
моноблочная, ядерная |
Условия модернизации были строго ограничены положениями Договора ОСВ-2, что определило скромное улучшение основных боевых характеристик ракеты. К концу осени 1983 года опытная серия ракет РТ-2ПМ была построена. 23 декабря 1983 года на полигоне Плесецк начались летно-конструкторские испытания. За все время их проведения неудачным был только один пуск. В целом же ракета показала высокую надежность. Там же проводились испытания и боевых агрегатов всего БРК. С целью накопления опыта эксплуатации нового комплекса в войсковых частях в 1985 году решено было развернуть первый ракетный полк в г. Йошкар-Оле, не ожидая полного завершения программы совместных испытаний. 1 декабря 1988 году новый ракетный комплекс был официально принят на вооружение РВСН. В том же году началось полномасштабное развертывание ракетных полков с комплексом “Тополь” и одновременное снятие с боевого дежурства устаревших МБР. К середине 1991 года было развернуто 288 ракет этого типа.
Ракета РТ-2ПМ существенно доработана по сравнению со своей предшественницей. За счет применения более энергоемкого топлива повысилась дальность полета. Первая ступень ракеты состоит из маршевого РДТТ и хвостового отсека, на наружной поверхности которого размещены аэродинамические рули и стабилизаторы. Маршевый двигатель имеет одно неподвижное сопло.
Вторая ступень конструктивно состоит из соединительного отсека и маршевого РДТТ. Третья ступень имеет почти такую же конструкцию, но в ее состав дополнительно входит переходной отсек, к которому крепится головная часть.
Инерциальная система управления имеет свою БЦВМ, что позволило добиться высокой точности стрельбы. Она обеспечивает управление полетом ракеты, проведение регламентных работ на ракете и пусковой установке, предстартовую подготовку и пуск ракеты. Так как эта МБР предназначена, в основном, для нанесения ответного удара, то ставить на нее РГЧ сразу же сочли нецелесообразным.
В процессе эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере, установленного на мобильной пусковой установке. Она смонтирована на базе семиосного шасси большегрузного автомобиля МАЗ. Пуск возможен как из укрытия гаражного типа в месте постоянной дислокации, так и с необорудованной позиции. Для этого пусковая установка вывешивается на домкратах. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового аккумулятора давления, размещенного в транспортно-пусковом контейнере.
После развала Советского Союза БРК “Тополь” оказался единственным из всех ракетных комплексов, производство которого продолжилось в России, хотя и в медленном темпе. Кроме того, конструкторское бюро, которое после смерти А.Д. Надирадзе возглавил Б.Н. Лагутин, продолжило совершенствование ракеты. В 1994 году начались испытания модифицированной ракеты “Тополь-М”, которая должна будет стать основной в группировке РВСН в начале 21 века. Планируется, что она будет пригодна для размещения как на самоходных пусковых установках, так и в ШПУ. Следует отметить, что ракетный комплекс с МБР РТ-2ПМ не имеет аналогов в мире.