Наш логотип
CВИ РВ
« Назад Вперед » Оглавление

7.2.2. Особенности обеспечения безопасности мобильных ракетных комплексов

Для находящихся на вооружении в РВСН комплексов ЯО стратегического назначения (стационарного и мобильного базирования) более сложно обеспечить безопасность эксплуатации подвижных комплексов. К особенностям подвижных комплексов, влияющим на безопасность ЯО, относятся их конструктивное исполнение и условия эксплуатации, определяемые размещением и перемещением по автомобильным и железным дорогам общего назначения.

Проведенные расчетные и экспериментальные исследования, а также аналитический обзор опыта эксплуатации подвижных комплексов ЯО показали, что они имеют потенциальную предрасположенность к попаданию в аварийные и чрезвычайные ситуации как в мирное, так и в военное время.

В результате реализации одного или нескольких опасных факторов (ошибочные, случайные или преднамеренные (злоумышленные) действия обслуживающего персонала, неисправности ЯО и средств его эксплуатации, возникновение опасных условий эксплуатации) и неблагоприятного стечения обстоятельств при эксплуатации мобильных комплексов наиболее важны следующие аварийные и чрезвычайные ситуации:

  • дорожно-транспортные аварии (столкновение, опрокидывание, наезд и т.д.) пусковых установок (ПУ) подвижных комплексов ЯО (грунтового и железнодорожного базирования);
  • пожары на ПУ, пожаровзрывоопасных составных частей комплексов, а также сопредельных с ним объектов;
  • случайные или злоумышленные обстрелы комплексов ЯО из стрелкового оружия в мирное время и воздействие высокоточным оружием в военное время;
  • аварии на категорированных промышленных и военных объектах, расположенных в районе, сопредельном с местом постоянной дислокации подвижных комплексов ЯО, а также аварии с категорированными грузами на транспортных средствах, оказавшихся на маршруте боевого дежурства подвижного комплекса;
  • стихийные бедствия (молния, ураган, буря, землетрясение, затопление, наводнение, лесной пожар и т.д.), грозящие воздействием на подвижный комплекс ЯО.

7.2.3. Особенности обеспечения безопасности ЯБП комплексов ВВС и ВМФ

Значительная часть ЯБП ВВС и ВМФ хранится в состоянии повышенной безопасности.

ЯБП хранятся в индивидуальных контейнерах в атмосфере осушенного воздуха в специальных хранилищах со стабильной оптимальной температурой.

Для уменьшения вероятности аварии с ЯБП до стыковки с ним носитель должен быть полностью подготовлен и проверен. Только после этого ЯБП подвозится к носителю, и стыковка проводится совместно двумя группами специалистов, отвечающих за ЯБП и за носитель. Команду на немедленное прекращение любых операций имеет право дать любой из специалистов, если, по его мнению, создается угроза безопасности.

Основное внимание при разработке ЯБП и носителей уделяется анализу возможных аварийных ситуаций как с самим боеприпасом, так и с носителем после установки в него ЯБП. Рассматриваются аварийные ситуации типа падения, пожара, затопления и др. Определяются виды, уровни и последовательность воздействий в зависимости от сценария развития аварии. На основе этого создаются модели аварий для анализа поведения ЯБП и их составных частей. Наиболее представительные модели реализуются в совместных (ЯБП+носитель) экспериментах. Составные части расчетно и экспериментально исследуются при отдельных, наиболее жестких, воздействиях или их совокупности.

Основные виды воздействий, рассматриваемых в моделях аварий:

  • пожар в отсеке (помещении, пусковой установке и т.п.) с ядерным оружием или соседнем отсеке;
  • механические удары по ЯБП и их деформация;
  • падение вместе с носителем;
  • заполнение отсека морской водой, топливом или химически активными веществами;
  • взрыв в оружейном отсеке и поражение ударной волной и осколками.

Применительно к режимам нормальной эксплуатации рассматриваются также:

  • подача на выходы ЯБП ложных команд и сигналов в результате сбоев в смежной аппаратуре и ошибок операторов;
  • разряды статического электричества;
  • короткие замыкания и разрывы в электрических цепях и др.

В части автономной эксплуатации ЯБП коренных отличий в условиях и системе обеспечения безопасности в ВВС и ВМФ нет. Отличия в видах воздействий (тепло, ускорение, давление, усилия, вид среды и т.д.) также практически отсутствуют.

Например, воздействие морской воды, очевидно присущее авариям с ЯО ВМФ, может рассматриваться и применительно к авиационным ЯБП - в случае падения самолета с ЯО в море. Особенности аварийных ситуаций для ЯО различных видов Вооруженных Сил проявляются в последовательности, уровне и вероятности воздействий.

7.3. СТРУКТУРА И РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ

7.3.1. Уровни и структура моделей аварийных ситуаций

Модели аварийных ситуаций с ядерным оружием условно подразделяются на модели верхнего, среднего и нижнего уровней.

К моделям верхнего уровня относятся модели аварийных ситуаций с параметрами и условиями, характеризующими первичные аварийные воздействия на систему: ядерный боеприпас (ЯБП)- носитель ЯБП (НЯБП)- комплекс ЯО (КЯО)- носитель ЯО (НЯО).

Первичные аварийные воздействия могут привести к аварии всей системы или одной из частей данной системы, в процессе развития которой (аварии) будут иметь место вторичные аварийные воздействия. Вторичные аварийные воздействия исследуются и определяются разработчиками каждого из элементов рассматриваемой системы.

Совокупность и последовательность вторичных аварийных воздействий на ЯБП составляют основу моделей среднего уровня, которая согласовывается с МО и выдается разработчику ЯБП.

Модели нижнего уровня, которые представляют собой варианты комплексных воздействий на ЯБП в гипотетической аварии, формируются разработчиком ЯБП путем обобщения моделей верхнего и среднего уровней с учетом возможных исходов воздействия на боеприпас первичных и вторичных аварийных факторов (диаграмма 7.2).

[Диаграмма 7.2]

Совокупность моделей трех уровней представляет собой базовую модель аварий ЯБП. На начальной стадии создания комплекса ЯО (НЯО) соответствующий раздел базовой модели, откорректированный с учетом особенностей проектируемого объекта, используется для разработки моделей аварий для конкретного комплекса, носителя или боеприпаса.

Структура моделей аварийных ситуаций состоит из (диаграмма 7.3):

  • схемы прохождения ЯО этапов жизненного цикла, которая представляется в виде описания условий производства, боевого дежурства (эксплуатации), хранения и разборки (утилизации). Это описание включает временные показатели этапов, способы транспортировки, нормы загрузки ТС, особенности размещения. В нем дается также статистика аварий, которые имели место с рассматриваемым или аналогичным разрабатываемому ЯО;
  • сценариев аварий. Они представляют собой разветвленную цепь аварийных событий в последовательности, соответствующей логике развития аварий;
  • перечня возможных аварийных воздействий (факторов);
  • параметров аварийных воздействий. Представляются в количественном виде, при этом указывается диапазон возможных изменений. Одновременно с этим приводится вероятность или плотность вероятности перехода из одного состояния в другое, т.е. вероятная оценка аварийного события;
  • критериев оценки состояния ЯБП при аварийных воздействиях.
[Диаграмма 7.3]

7.3.2. Стадии разработки моделей аварий с ЯБП

Исходя из конкретной системы ЯО с ЯБП, на основе анализа первичных аварийных воздействий, сопоставляя их с оценками реакции ЯО, разработчик производит отбор таких возможных воздействий, которые наиболее вероятны и которые вызывают серьезные последствия. Далее, анализируя логику развития самой аварии по всем внутренним состояниям элементов ЯО, учитывая величины параметров вторичных воздействий, действующих на ЯБП от всех связанных с ним составных частей, разработчик ЯО составляет свою модель, характерную для данного комплекса.

Если анализ первичных воздействий показывает, что ЯБП при этом могут повреждаться, разрушаться, взрываться или сгорать, то цепи этих исходов по сути представляют модель аварии ЯБП в составе ЯО. Аналогично развиваются стадии создания модели аварии, соответствующие автономной эксплуатации. В дальнейшем происходит объединение этих моделей в одну обобщенную модель, отражающую всю совокупность значимых аварийных воздействий.

[Диаграмма 7.4]

« Назад Вперед » Оглавление


РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
ЯО
Серпухов

© 2005,    Шинкарёв С.А., Ломков А.В.
Hosted by uCoz