Наш логотип
CВИ РВ

« Назад Вперед » Оглавление

5.4. СНИЖЕНИЕ РИСКА РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ С ЯЗ

    Наряду с комплексом мер, предотвращающих ядерное энерговыделение при аварийном подрыве ЯЗ, а также самоподдерживающуюся цепную реакцию, решается задача предотвращения аварийного радиоактивного загрязнения местности при аварии с ЯЗ. Для этого применяется ряд способов и мер, одновременно решающих как данную задачу, так и две предыдущих. Более подробно остановимся на мерах, которые используются непосредственно для решения рассматриваемой задачи.

Конструктивные меры:

Проектировщики ЯЗ в процессе их создания учитывают, наряду с получением высоких тактико-технических характеристик зарядов, необходимость постоянного повышения их радиационной безопасности. Оба вида требований при этом находятся в противоречии друг с другом, и каждая конструкция ЯЗ создается на основе компромисса между этими требованиями.

Обязательным условием обеспечения данного вида безопасности является предотвращение аварийного взрыва химического ВВ ядерного заряда. С этой целью специалисты стремятся применять менее чувствительные к механическим воздействиям и более пожаробезопасные взрывчатые составы, при этом применяются также технические решения, уменьшающие возможность перехода горения ВВ ЯЗ во взрыв, основанные на предотвращении повышения давления в объемах с горящим ВВ.

При разработке ЯО рассматривается возможность применения в нем менее радиотоксичных делящихся материалов, по сравнению с плутонием, раздельного размещения ВВ и ДМ.

Существенным условием является герметизация всех радиоактивных веществ ядерного заряда - делящихся материалов и узлов, содержащих тритий. При этом выполняется эшелонированная герметизация. Первый этап герметизации реализуется при сборке узлов с ДМ и РВ, а последующие эшелоны герметизации выполняются за счет герметичности контейнера ЯЗ, корпуса ЯБП, контейнера ЯБП, специальных кабин для сборки-разборки ЯЗ.

Весьма важными являются способы и меры при производстве и демонтаже ядерных зарядов; к ним относятся:

  • применение локализующих кабин для выполнения особо опасных операций при работах с ЯЗ. Локализующие кабины препятствуют выходу РВ в окружающую среду в случае аварии. К особо опасным относятся все виды операций с ЯЗ на этапе совместного нахождения ВВ и ДМ, а также работы по перемещению собранных ЯЗ вне защитных контейнеров;

  • в локализующих кабинах может находиться не более чем один ЯЗ, что исключает возможность группового взрыва.

5.5. КЛАССИФИКАЦИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ ДЕЙСТВИЙ

    В самом общем виде к НСД могут быть отнесены ошибочные действия персонала и злоумышленные действия лиц по отношению к ЯО.

Ошибка человека - это непреднамеренные действия, выходящие за регламентированные границы или невыполнение необходимого действия.

Возможно совершение умышленных ошибок, когда выполняются неверные действия, расцениваемые как правильные или адекватные обстановке.

Злоумышленные действия - это действия каких-либо лиц, цель которых - реализация негативных последствий.

Несанкционированные действия могут быть направлены как непосредственно на ЯО, так и на окружающую ЯО среду, в результате которых формируются поражающие факторы ЯО.

Классификация несанкционированных действий представлена на диаграмме 5.3.

[Диаграмма 5.3]

5.5.1. Классификация ошибочных действий персонала

Наиболее распространенными НСД являются ошибки. Природа ошибок коренится в психофизиологических особенностях человека, сложности конструкции ЯО, средств его производства и эксплуатации, недостаточной подготовленности персонала к выполнению своих функций, неблагоприятные условия окружающей среды, неоптимальной организации работ и т.д.

В результате совершения ошибочных действий при работе со сложными техническими системами возможны катастрофические последствия, если в конструкции не приняты меры нейтрализации ошибок.

Так, 70% авиакатастроф за последние годы произошли из-за неправильных действий пилотов, половина катастроф на флоте - также результат ошибок.

Учитывая потенциальную опасность ЯО, вопросам предотвращения ошибочных действий в нашей отрасли всегда уделялось самое пристальное внимание.

Ошибки могут совершаться на всех этапах жизненного цикла ЯО.

На этапе формирования технического облика образца ЯО должны быть исключены неправильные оценки предполагаемых характеристик безопасности, или недостаточно подробное исследование условий эксплуатации ЯО, в результате чего они станут неадекватными друг другу.

При разработке образца ЯО должны исключаться ошибки в его конструктивном исполнении, методические ошибки при его отработке, ошибки при составлении технологической и эксплуатационной документации.

В процессе изготовления и эксплуатации ЯО персоналом не должны совершаться действия, непредусмотренные или запрещенные документацией.

Вероятность совершения ошибки человеком зависит от многих факторов: физического и психологического состояния человека, его квалификации, напряженности труда, вида деятельности, эргономики производственной среды и т.д.

В сложных и напряженных ситуациях человек может совершить в среднем одну ошибку за 10 часов работы.

При обращении с ЯО должны исключаться все виды ошибок:

  • ошибки пропуска, когда человек не выполняет заданное действие;
  • ошибки выполнения, когда действия выполняются неправильно и, в частности:

    • ошибки в выборе, когда исполнитель выполняет действие не с указанным в документации элементом конструкции;

    • ошибки в последовательности действий, когда исполнитель совершает действия правильно, но не в заданной документацией последовательности;

    • ошибки во времени, когда исполнитель выполняет действие не в заданное документацией время;

    • качественные ошибки - когда исполнитель выполняет действие, параметры которого выходят за предельные значения, предусмотренные документацией;

  • ошибки при принятии решений в случае возникновения нерегламентированных ситуаций с ЯО.

Последняя категория ошибок обусловлена большим разнообразием чрезвычайных ситуаций, в которых может оказаться ЯО (авария, стихийные бедствия, несанкционированные действия преступных лиц и т.д.) При разработке конструкции конкретного образца ЯО, в составлении технологической и эксплуатационной документации невозможно предусмотреть все возможные чрезвычайные ситуации, поэтому отработка его безопасности осуществляется по отношению к наиболее типичным, вероятным и наиболее неблагоприятным ситуациям.

В реальных условиях чрезвычайная ситуация может отличаться от принятой модели и при ее реализации необходимо принимать конкретные решения, не предусмотренные в документации, и они, в принципе, могут быть неадекватными сложившейся обстановке.

Классификация ошибочных действий представлена на диаграмме 5.4.

[Диаграмма 5.4]

Для анализа и прогнозирования ошибок важную роль играет база данных - сведения о совершенных ошибках. Учет и систематизация случаев ошибок связан с рядом трудностей. В первую очередь, это традиции сложившегося механизма хозяйственной деятельности, трудности фиксации ошибок из-за нежелания исполнителей и руководителей вскрывать недостатки на производстве и эксплуатации и режимные трудности. В случае совершения опасных ошибок незамедлительно проводятся конструктивные или организационно-технологические изменения, направленные на исключение подобных ошибок или на обеспечение нечувствительности к ним ЯО. В дальнейшем подобные требования становятся канонами безопасности.

Постоянные усилия конструкторов, ученых, исследователей, персонала, изготавливающего и эксплуатирующего ЯО, по исключению возможности совершения ошибочных действий и обеспечению безопасных качеств ЯО дали превосходный результат - за все время существования ЯО потенциальная опасность масштабных аварий ни разу не реализовалась.


« Назад Вперед » Оглавление

РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ
ЯО
Серпухов

© 2005,    Шинкарёв С.А., Ломков А.В.
Hosted by uCoz