10.3. ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
Транспортирование ЯБП является одним из важнейших этапов жизненного цикла с характерными для него особенностями в обеспечении безопасности. Основная специфика заключается в том, что при транспортировании ЯБП выходят за пределы охраняемых, защищенных зданий и объектов, где производится их изготовление, хранение и эксплуатация. Вследствие возможных транспортных аварий на относительно больших скоростях перемещения (до нескольких десятков метров в секунду) ЯБП могут подвергаться значительным аварийным воздействиям. Кроме того, при транспортировании не исключается возможность несанкционированных воздействий (обстрела, угрозы захвата и т.п.).
Все эти особенности обусловили необходимость принятия ряда специальных мер безопасности для этапа транспортирования (диаграмма 10.1).
В первые годы изготовления и транспортирования ЯЗ, ЯБП взрывобезопасность обеспечивалась, в основном, за счет организационных мер, направленных на предотвращение аварийных воздействий и транспортных аварий. Для решения этой задачи в свое время было привлечено большое количество сотрудников госбезопасности.
В настоящее время первостепенное значение в обеспечении безопасности придается техническим способам и средствам защиты. Во-первых, все ЯЗ, ЯБП, находящиеся в производстве и эксплуатации, удовлетворяют критериям ядерной взрывобезопасности. Во-вторых, радиоактивные вещества, содержащиеся в ЯЗ, размещены в нескольких герметизирующих оболочках, предотвращающих выход РВ в окружающую среду при регламентированных воздействиях, а сами ЯЗ или ЯБП перевозятся в специальных защитных контейнерах.
В конструкции ЯБП предусмотрены различные системы предохранения и защиты от аварийных и несанкционированных воздействий. В целях повышения безопасности перед транспортированием ЯБП переводятся в пониженные степени готовности, при этом ряд "жизненно важных" узлов и приборов демонтируется из ЯБП и транспортируется отдельно.
Схема проверки упаковок, разработанных в России, на соответствие требованиям безопасности показана на диаграмме 10.2.
Безопасность транспортирования ЯЗ, ЯБП обеспечивается сочетанием технических и организационных мер безопасности. Для перевозки на транспорте в отрасли действует система организационно-технических мер безопасности, изложенная в нормативных документах и стандартах.
10.4. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
Организационно-технические меры направлены на исключение или снижение влияния на транспортируемый ЯЗ возможных внешних воздействий, таких как:
- попадание в зону потенциальных аварий опасных объектов народно-хозяйственного назначения (газопроводы, взрывоопасные промышленные предприятия, линии электропередач и другие, прилегающие к маршруту транспортирования);
- аномальные воздействия (наводнение, ураган, землетрясение и т. п.);
- несанкционированные действия (террористы, умышленные или ошибочные действия персонала);
- дорожно-транспортные аварии.
Указанные внешние воздействия могут иметь механический, термический, гидростатический характер, либо представлять комплекс этих опасных факторов.
Допустимые уровни этих воздействий отражены в моделях аварий, на соответствие которым проводятся испытания упаковок изделий на подтверждение их защитных свойств.
10.4.1. Меры по снижению вероятности возникновения аварийной ситуации
Снижение вероятности аварий с ЯО при его транспортировании достигается путем совершенствования существующей системы перевозок, реализацией через руководящую документацию (правила, положения) требований безопасности по организации транспортирования.
К основным организационным мерам по снижению вероятности аварий относятся:
- оптимизация маршрутов транспортирования;
- сокращение перевозок;
- предъявление новых требований безопасности и надежности к транспортным средствам;
- регламентирование режима перевозок;
- диагностика технического состояния путей, маршрутов;
- постоянное сопровождение и охрана ЯО;
- безопасность грузоподъемных операций.
Оптимизация маршрутов транспортирования подразумевает, в частности, проведение следующих мероприятий:
- выбор маршрута и графика движения (объезд крупных населенных пунктов и промышленных объектов);
- исключение встречных перевозок с взрывоопасными и пожароопасными грузами;
- учет возможных размеров и направлений зон радиоактивного загрязнения местности в случае транспортных аварий с целью исключения необходимости эвакуации населения и снижения ущерба;
- проведение аттестации маршрута межведомственной комиссией.
Предприятия промышленности, задействованные в изготовлении ЯО, его составных частей, территориально значительно удалены друг от друга. Разборка ЯЗ, ЯБП по возвращении из эксплуатации, как правило, осуществляется на предприятии изготовителе. Принятые меры по кооперации между предприятиями позволяют существенно сократить количество и дальность перевозок.
Для снижения вероятности возникновения аварийной ситуации к транспортным средствам предъявляются новые требования безопасности и надежности.
Комплекс этих и других требований безопасности определяет необходимость использования при транспортировании ЯБП, ЯЗ спецмашин с высокими защитными свойствами и цельнометаллических спецвагонов.
Регламентирование режима перевозок предусматривает:
- максимально допустимые эксплуатационной документацией скорости перевозок с учетом категорий железнодорожных маршрутов, автомобильных дорог и вида дорожных покрытий;
- максимально допустимые скорости специальных литерных поездов;
- соблюдение установленных документацией интервалов между транспортными средствами (ТС);
- проведение контрольных осмотров;
- сопровождение перевозок опасных грузов средствами пожаротушения, сигнализации о чрезвычайных ситуациях.
Безопасные условия транспортирования во многом зависят от технического состояния путей, дорожных покрытий, тоннелей, мостов и т.п. В связи с этим проводится заблаговременная и непосредственная при движении ТС диагностика технического состояния маршрута транспортирования.
Обеспечение сохранности и физической защиты ЯБП, ЯЗ является одной из главных задач при транспортировании. Ее решение обеспечивается проведением следующих мероприятий:
- использование кодированной связи внутри автоколонны, литерного поезда;
- применение системы слежения за движением (местонахождением) ЯО в процессе перевозки;
- использование устройств, препятствующих несанкционированному вскрытию упаковки (блокировка);
- применение средств охраны и сигнализации для предотвращения несанкционированного доступа в ТС;
- ограничение круга лиц и организаций, привлекаемых к перевозкам ЯО.
Процесс транспортирования ЯБП, ЯЗ неразрывно связан с проведением грузоподъемных операций (погрузка-выгрузка ЯБП, ЯЗ), к которым предъявляются следующие требования безопасности:
- проведение погрузо-разгрузочных работ на специально оборудованных площадках;
- применение специально аттестованных грузоподъемных механизмов;
- применение контейнеров, обеспечивающих защиту опасного груза от ударных, тепловых нагрузок, прострелов, затопления.
10.4.2. Меры по исключению или снижению аварийных воздействий на ЯЗ, ЯБП
Основное предпочтение в решении задач безопасности при транспортировании ЯО, его составных частей отдается техническим мерам и решениям, реализуемым непосредственно в конструкциях ЯБП, ЯЗ, упаковок (контейнеров), транспортных средствах. Эти меры и решение направлены на исключение или снижение уровней аварийных воздействий, а также ущерба при авариях. К ним относятся:
- применение защитных контейнеров (ЗК);
- применение пуле- и термозащитных экранов и чехлов;
- модернизация средств швартовки упаковок, применение демпфирующих устройств;
- использование средств оперативного реагирования на аварию.
Для снижения возможного ущерба в случае аварийных и поражающих воздействий применяются дополнительные меры, направленные на изменение технического состояния ЯБП в процессе его транспортировки.
К конструкции ЗК предъявляются особые требования, удовлетворяющие нормам безопасности МАГАТЭ и внутригосударственным требованиям безопасности.
Для оценки степени опасности аварийного изделия и принятия решения по методам обращения с ним необходимо получение информации о виде и интенсивности воздействий на изделие, что может обеспечить регистратор аварийных воздействий.
Схемно-конструктивное построение системы регистрации позволяет дистанционно оповещать о возникновении критической аварийной ситуации и считывать зарегистрированную информацию о состоянии упаковки по специальному криптозащитному каналу без вскрытия контейнера.
В настоящее время разработаны различные конструкции ЗК, обеспечивающие требования безопасности международных и государственных стандартов. В конструкциях ЗК используются последние достижения науки и техники, уникальные свойства различных материалов, таких как стеклопластики, керамики, специально обработанная древесина, теплоизоляционные материалы, керметы и др.
Решением компетентных органов транспортирование и хранение ЯО на территории РФ разрешено только в защитных контейнерах, при этом на ЗК выдаются специальные сертификаты - разрешения, подтверждающие защитные свойства конструкции контейнера. Наряду с организационными мерами обеспечения безопасности и применением средств транспортирования, обеспечивающих повышенную защищенность (бронемашины, спецвагоны и т.д.), применение ЗК позволяет успешно решать проблему безопасного транспортирования и хранения ЯО РФ.
Транспортирование ЯБП (ЯЗ) между предприятиями Минатома и воинскими частями Министерства обороны осуществляется в соответствии с правилами, устанавливающими порядок перевозки и определяющими основные требования к организации, техническому обеспечению и безопасности перевозок.
Данные правила учитывают ряд положений рекомендаций Комитета экспертов ООН по перевозке опасных грузов и Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.