ВОСПИТАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Бородин Ю.А., Добровольский В.Б., Романчук С.В., Таран В.С.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы воспитания психической устойчивости у курсантов высших учебных заведений средствами и методами физической подготовки.

Ключевые слова: экстремальные ситуации, психическая устойчивость, физическая подготовка, курсанты.

Анотацiя. Бородiн Ю.А., Добровольський В.Б., Романчук С.В., Таран В.С. Виховання психiчноi стiйкостi курсантiв засобами i методами фiзичноi пiдготовки. У статтi розглянуто проблеми виховання психiчноi стiйкостi у курсантiв вищих навчальних закладiв засобами i методами фiзичноi пiдготовки.

Ключовi слова: екстремальнi ситуацii, психiчна стiйкiсть, фiзична пiдготовка, курсанти.

Annotation. Borodin U.A., Dobrovolsky V.B., Romanchuk S.V., Taran V.S. Formation of psychical stability of cadets by methods and means of physical training. The problems of psychical stability education of cadets of higher educational establishments by methods and means physical training.

Key words: extremely situation, psychical stability, physical training, cadets.

Безопасность любой страны не может быть признана удовлетворительной, если в общегосударственном масштабе не решена задача защиты населения, объектов экономики, культуры от последствий военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций принято разделять на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя опасность непосредственно связана с безопасностью жизнедеятельности населения и страны в случае начала войны или локальных конфликтов, возникновения глобальных техногенных катастроф за границами страны, как на Земле, так и в околоземном пространстве, которые могут причинить негативное влияние на население и объекты на территории страны.

Внутренняя опасность связана с чрезвычайными ситуациями техногенного и природного характера или может быть спровоцирована действиями террористов.

Анализ большого числа факторов политического, экономического, социального, планов позволяет говорить, что в настоящее время, внутренняя опасность для нашей страны более реальна, поэтому снижение риска ее возникновения до минимума для Украины сейчас главная задача. Аргументы в пользу этого следующие:

Во-первых, это Чернобыльская АЭС, закрытая два года назад в связи с необходимостью повышения всеобщей безопасности. Она остается опасностью первого ранга потому что, разрушенный 4-ый блок станции с 180 тоннами ядерного топлива никуда не делся, и по-прежнему, представляет опасность для людей и окружающей среды и требует все возрастающих затрат на свою защиту.

Во-вторых, в ряде крупных городов Украины на промышленных объектах хранятся сотни тонн химических веществ, попадание которых в атмосферу, систему водоснабжения и т.д. приведет к значительным жертвам среди населения.

В-третьих, по оценке специалистов надежность ряда крупных промышленных объектов, таких как каскад гидроэлектростанций на Днепре, построенных десятилетия назад под вопросом, прежде всего по причине снижения финансирования на профилактику безопасности этих объектов. Наконец, сентябрьские события 2001 года в Нью-Йорке и ноябрьские 2002 года в театре на Дубровке в Москве, показали, что от террористов-фанатиков можно ожидать все что угодно. Например, преднамеренное распространение инфекционных заболеваний. Достаточно группе фанатиков, больных оспой или чумой "потолкаться" в метрополитене несколько дней особенно в утренние и вечерние часы и тысячи людей будут инфицированы, так как эти виды болезней передаются воздушно-капельным путем.

Крупные техногенные катастрофы, как правило, являются предпосылкой возникновения массовой паники среди населения, особенно в ситуациях, когда существуют определенные стимулирующие их факторы:

1.Социальные факторы - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями (землетрясения, наводнения, государственный переворот и т.д.).

2. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

3. Социально-психические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высоко значимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Поведение людей в остром периоде внезапно развивающейся жизненноопасной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной и приспособительно полезной, способствующей экстренной мобилизации физического и психического напряжения, необходимого для самосохранения. По существу, при любой осознаваемой человеком катастрофе возникают тревожное напряжение и страх.

Однако следует отметить, что в любых, даже самых тяжелых условиях, 15-25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают обстановку, четко и решительно действуют в соответствии с ситуацией. Большинство людей при экстремальных ситуациях в первые мгновения оказываются "ошеломленными" и малоактивными.

По результатам наблюдений учеными за людьми, испытавших различные жизненноопасные ситуации и сохранивших в критические мгновения самообладание и способность к целенаправленным действиям, при осознании катастрофичности происходящего, они думали не о собственном выживании, а об ответственности за необходимость исправления случившегося и сохранения жизней окружающих.

Важно подчеркнуть, что психотравмирующие факторы довольно часто продолжают действовать и после кульминации стихийного бедствия или катастрофы, хотя и менее интенсивно.

Отметим, например, симптомы, которые наблюдались учеными у лиц, пострадавших от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС: притупление эмоций, агрессивность, нарушение памяти и концентрации внимания, депрессия, общая тревожность, неприятные воспоминания, бессонница, чувство вины.

У ветеранов афганской войны отмечены другие симптомы: немотивированная бдительность, взрывная реакция, приступы ярости, злоупотребления алкогольными, наркотическими и лекарственными веществами, галлюцинаторные переживания, мысли о самоубийстве.

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение противником в случаи войны различных видов оружия массового действия создают ситуации опасные для жизни, здоровья значительных групп населения. Эти воздействия могут быть катастрофическими, принесшими большие разрушения, смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Например, такие стихийные бедствия как землетрясение в городе Спитаке или наводнение в Закарпатье, унесшие жизни десятков тысяч людей или принесшие значительные разрушения среды их обитания.

С целью своевременного проведения работы, связанной с предупреждением и реагированием на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера Кабинет Министра Украины постановлением № 1198 от 3 августа 1998 года утвердил "Положение о единой государственной системы предупреждения и реагирование на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера".

В соответствие с этим положением, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в соответствии с законом могут привлекаться части и подразделения Вооруженных Сил Украины, поэтому подготовке военнослужащих всех родов войск и курсантов военно-учебных заведений к действиям в экстремальных ситуациях должно быть уделено самое пристальное внимание.

Почему именно курсантов? Прежде всего, потому, что курсант это в будущем офицер, командир отдела, группы, подразделения, части от самообладания, мудрости которого в экстремальных ситуациях будет зависеть правильность принятых им решений, действий, приказов, а от их выполнения будет зависеть не только эффектность выполнения профессиональных задач или обязанностей, но и жизни подчиненных.

В тоже время не исключено, что офицеру-командиру придется руководить в экстремальных ситуациях не только своими подчиненными, но и действиями гражданских лиц, что требует пересмотра содержания его подготовки по определенным направлениям.

Современный воин должен уметь правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, поэтому важный составной частью профессиональной подготовки должна быть психологическая подготовка с целью опережающей адаптации его психики к отрицательным воздействиям катаклизмов военного, природного и техногенного характера, формировании психической устойчивости к раздражителям большой силы.

По-видимому, следует рассмотреть вопрос о включении в учебные планы высших воинских учебных заведений любого профиля курса " Жизнеобеспечение в экстремальных ситуациях" или дополнить соответствующими разделами учебные планы дисциплин по общевойсковой подготовке.

Значительную роль в формировании психической устойчивости курсантов должна отводиться физической подготовке, целенаправленное использование средств и методов которой позволяют в процессе обучения развивать у курсантов психическую устойчивость.

Говоря о значении физических упражнений для совершенствования психологической подготовки курсантов на этапах их профессионального становления, следует четко определить их место во всей системе профессионального обучения.

Задачи, решаемые с помощью физических упражнений на занятиях по физической подготовке, должны быть тесно увязаны с задачами психологической подготовки средствами и методами других дисциплин учебного плана. Эти задачи, как и их объем и взаимообусловленность должны меняться в зависимости от этапа подготовки, уровня развития физических и психических качеств курсантов, от особенностей предстоящего этапа профессиональной подготовки. Без учета этих положений усилиями только одной физической подготовки необходимого результата психической готовности курсанта, соответствующего этапу подготовки достичь невозможно.

Существенным является и то, что только подбором определенных упражнений, эффективно развить психические и морально-волевые качества у курсантов на занятиях по физической подготовке сложно. Важно методически правильное оформление занятий, вариативный подход к требованиям выполнения упражнений, последовательность и компоновка их выполнения.

Возможностей для применения физических упражнений в психологической подготовке курсанта много, значительно больше, чем отводимого на это времени, поэтому важно определить какие психические качества, каким образом и у кого конкретно необходимо развивать. Поэтому обязательным элементом в планировании физической подготовки курсантов является анализ работы военных специалистов в различных ситуациях, чтобы выяснить особенности в их деятельности и подобрать физические упражнения для занятий.

Физические упражнения могут применяться как в целях общей, так и специальной психологической подготовки. Физические упражнения, используемые для общей психологической подготовки, как и приемы и методы других разделов профессиональной подготовки, должны обеспечивать формирование и совершенствование морально-волевых качеств, необходимых для действий военнослужащего в бою независимо от его воинской специальности или этапа профессионального становления.

Специальная физическая подготовка заключается в целенаправленной активации способностей, умений и навыков для успешного выполнения конкретной задачи при действиях в экстремальных ситуациях, создании чувства уверенности в достижении поставленной цели.

Специальная психологическая подготовка должна проводиться с учетом особенностей воинской специальности и этапа профессионального становления курсанта, поэтому методика использования физических упражнений будет различной.

При проведении профессионального психологического отбора, использование физических упражнений должно обеспечить выявление не только уровня развития определенных физических качеств и двигательных навыков, но и дать оценку важным морально-волевым качествам. Так как указывалось выше, от их развития существенно зависит эффективность выполнения функциональных обязанностей в экстремальных условиях.

На каждом курсе обучения курсантов задачи психологической подготовки различные. Основные из них следующие:

  • опережающее развитие важных для воинской специальности психических качеств;
  • воспитание и совершенствование важных для профессиональной деятельности физических и психомоторных качеств и прикладных навыков;
  • создание готовности функциональных систем организма у военного специалиста к перенесению воздействия специфических факторов внешней среды и условий боевой деятельности;
  • повышение физиологических резервов организма за счет высокой физической тренированности;
  • воспитание и совершенствование волевых качеств (смелости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах и др.);
  • выработка способности управлять своим эмоциональным состоянием, снимать излишнее мышечное напряжение;
  • обеспечение быстрейшего восстановления работоспособности, снятие психической напряженности;
  • воспитание социально значимых качеств, необходимых для действий в составе расчета, группы, смены;
  • создание уверенности в своих силах при действиях в экстремальных ситуациях.

При решении всех этих задач следует постоянно помнить о необходимости всеми средствами воинского обучения формировать личность курсанта, повышать его идейную закалку и убежденность.

Вопросы воспитания должны решаться путем заранее продуманных и четко спланированных мероприятий в ходе как теоретических, так и практических занятий по физической подготовке.

В интересах психологической подготовки может использоваться практически весь набор физических упражнений, которые описаны в НФП - 97 и в других учебных пособиях. Но для этого необходимо соблюдение следующих требований при проведении занятий:

  • усложнение учебных задач, которые должен решить занимающийся при выполнении уже разученных упражнений;
  • приобретение опыта работы в состоянии нервно-психического напряжения с элементами оправданного риска;
  • выполнение физических упражнений при воздействии факторов, характерных для учебно-боевой деятельности и экстремальных ситуаций;
  • овладение широким кругом навыков действий в экстремальных ситуациях.

Для воспитания и совершенствования волевых качеств может быть также применен ряд специально направленных упражнений и методических приемов. Так, например можно, после предварительной подготовки места занятия, разрешать курсанту самому сделать выбор, каким образом преодолеть трудное и опасное препятствие, а также использовать следующие приемы, эффективные в воспитании волевых качеств:

  • изменение условий, определяющих степень опасности и трудности упражнений (высота, скорость, пространственное положение, длительность, среда и другие.);
  • разъяснение задач тренировки при выполнении опасных упражнений;
  • рациональная организация повторения упражнений при обязательном условии окончания тренировки только при условии успешного их выполнения.

Необходимые методические приемы должны использоваться в единстве, систематически, в соответствии с поставленными конкретными задачами психологической и физической подготовки.

Для формирования психической устойчивости курсантов можно использовать все формы физической подготовки. Остановимся на особенностях таких разделов программы по физической подготовке, как преодоление препятствий, лыжная подготовка, легкая атлетика и ускоренные передвижения, рукопашный бой, плаванье, которые, по нашему мнению, наиболее подходят для решения задач психологической подготовки курсантов.

Преодоление препятствий.

Для увеличения психической нагрузки рекомендуются следующие методические приемы: использование шумовых эффектов, преодоление отдельных препятствий и всей полосы препятствий в усложненных условиях: в дождь, ночью, одного препятствия несколькими курсантами, встречное преодоление одного препятствия, с оружием, в условиях задымления, элементов огневой полосы.

Особенно сильное нервно-психическое напряжение испытывают обучаемые, при преодолении огневой полосы препятствий после марш-броска. Такие занятия могут проводиться в ночное время, от этого психологический эффект еще больше возрастает.

Лыжная подготовка, легкая атлетика и ускоренное передвижение.

Основная задача лыжной подготовки и легкой атлетики - воспитание выносливости, способность длительное время выполнять тяжелую работу, что, в свою, очередь, приучает курсантов к выдержке, умению терпеть.

Кроссы и марш-броски необходимо проводить, изменяя длину дистанции, систематически в любых условиях: в дождь, жару, в холод, ночью, в средствах защиты. На младших курсах, можно варьировать дистанцию в сторону уменьшения, но изменить условия подведения итогов соревнований. Например, при проведении соревнований по марш-броску, место группы определять по результату последнего участника группы, разрешать или не разрешать помощь друг другу, разрешать или не разрешать передавать другим участникам группы оружие, снаряжение и т.д. На старших курсах можно проводить марш-броски и в ночное время, разрешать группе выбор маршрута с точки старта до точки финиша, проводить соревнования между младшими и старшими курсами на условиях гандикапа, наконец, устанавливать контрольное время прохождения дистанции и т.д.

Перспективным является использование в целях психологической подготовки военнослужащих кроссов со стрельбой и метанием гранат; бег по разнообразной местности; прыжки через горизонтальные и вертикальные препятствия; пролезание через стенки, окна, заборы; метание разнообразных предметов; переноска раненого; преодоление элементов огневой полосы.

Плавание.

По данным литературных источников, темп наступления дивизии сухопутных войск может превышать 600 км в сутки. Поэтому в боевых условиях воинам придется преодолевать различные водные преграды, как, правило, под огнем противника, в разнообразных условиях: на подручных средствах, ночью, сквозь пламя горящего мазута, в условиях задымления и т.д.

Конечно, первым и главным залогом психологической устойчивости воинов при действиях на воде является умение хорошо плавать различными способами, и особенно в обмундировании и с оружием. Методически правильно проводимые занятия по плаванью помогут курсантам преодолеть психическое напряжение, вызванное водобоязнью и неожиданно возникающими ситуациями. Для этого на занятиях необходимо проводить: плавание в обмундировании, ныряние с последующим раздеванием в воде, проныривание под водой определенного расстояния, проныривание под участком горящего мазута, плавание с использованием подручных средств.

Развитию психической устойчивости также способствуют прыжки в воду. Возрастание психической нагрузки при прыжках можно повысить путем выполнения различных по сложности прыжков: прыжок из положения стоя спиной к краю вышки, головой вниз, из седа, в обмундировании с подручными средствами, со снаряжением, прыжки вдвоем, групповые прыжки.

Большие перспективы в развитии психических качеств можно ожидать от разработки новых подходов к содержанию комплексных занятий по физической подготовке, например, включение в содержание занятия по прикладному плаванию рукопашного боя и т.д.

Рукопашный бой.

Большое место для повышения психической устойчивости на занятиях по физической подготовке отводится рукопашному бою. Само по себе выполнение приемов рукопашного боя способствует психической закалке курсантов. Однако наибольший интерес представляет предельно возможное наращивание психологического воздействия на занятиях по рукопашному бою. Психологический эффект может достигаться при выполнении приемов в неожиданных ситуациях (в здании, в траншее, на лестничных пролетах, после прыжка в глубину, с хода, против нескольких противников), в различных условиях (на льду, на снегу, на траве, на асфальте), а также на фоне утомления.

Такая обстановка учит принимать решения и действовать в сложных условиях, в ограниченное время, и быть готовым к схватке с противником психологически.

Мы считаем, что использование физических упражнений в интересах психологической подготовки будет способствовать более эффективной подготовке курсантов к действиям в экстремальных условиях, как в военное, так и мирное время.

Литература.

 

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая компания "Дашков и К0", 2002. - 496 с.

2. Марищук В.Л. Психолого-педагогические аспекты физической подготовки. - Л.: ВДКИФК, 1985. - 100 с.

3. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

4. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения. Лекции. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 112 с.

5. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас , К.В. Сельченок. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2001. - 480с.

6. Сочивко Д.В. Расколотый мир. Опыт анализа психодинамики человека в экстремальных условиях жизнедеятельности. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

7. Чирва Ю.О., Баб’як О.С. Безпека життедiяльностi. Навчальний посiбник. - К.: Атiка, 2001. - 304 с.

Поступила в редакцию 19.01.2003г.

Hosted by uCoz